Всем здравствуйте. Меня зовут Бессонов Андрей, 16 лет. Живу я в с. Галёнки, Приморский край. На данный момент являюсь учеником Галенковской средней школы Октябрьского района Приморского края. Долгое время я занимаюсь довольно-таки экзотическим для России искусством – бонсай.
В этой статье мне хотелось бы поделиться своим жизненным экспериментом и надеюсь, что эта история даст какие-то надежды и уверенность тем, кто начинает заниматься не только бонсай, но и любым другим очень важным для общества делом.
Примерно 3 года назад я увидел китайский календарь с бонсай. Фотографии из него привлекли моё внимание. И наверное, если описать в двух словах – увидел и влюбился, а через долгое время понял, что это и есть то, чему я хочу посвятить всю свою жизнь.
Когда я только начинал заниматься искусством бонсай, в моей душе присутствовал панический страх из-за боязни загубить дерево. Но это была не главная причина страха. Очень сильно мучил вопрос «С чего начать?». Начинать было достаточно сложно. Вблизи меня не было людей, понимающих и знающих толк в этом деле, которые могли бы мне помочь, дать дельный совет. Но тут меня выручила социальная сеть интернет. Разбираться и объяснять что такое бонсай, мне помогал мой нынешний друг из Москвы Карпенков Павел, который является любителем этого искусства. Он снимал множество роликов на эту тему не только для меня, но и для многих новичков, которые помогали и направляли в нужное русло. Через какое-то время, я познакомился на российском форуме бонсай (www.bonsaiforum.ru) с Андреем Олеговичем Дарусенковым (www.bonsaiart.ru). Его смело можно назвать самым лучшим бонсаистом в России, который занимается этим делом от всей души и всеми силами развивает бонсай в стране. Он человек, добившийся многого в этом искусстве и имеет неоценимый опыт и навыки. Андрей Олегович смог разглядеть во мне большой потенциал. И весной 2010 года Дарусенков прислал мне в подарок деревья, находящиеся на разных стадиях формирования. Тем самым, он помог мне перескочить начальный этап, на котором многие останавливаются, либо вообще уходят из этого искусства, так и не начав им заниматься. Андрей Олегович продолжает помогать мне по сей день, за что ему огромное спасибо!
В конце зимы 2010 года, я в нашей школе проводил две лекции о искусстве бонсай. Это были попытки реализовать проект в стенах родного места. Но, к сожалению, результатов не было. Многие школьники не поддержали эту идею. Тогда я решил выйти за пределы школы для реализации идей, и начал искать поддержку других людей, организаций…
Проходит полтора года, и появляются первые значимые результаты. Летом 2011 года я начинаю работать при поддержке ботанического сада-института ДВО РАН, директором которого является доктор биологических наук Крестов Павел Витальевич, где на данный момент находятся мои работы.
На одной из лекций (Крестова И.Н.)
Очень важный для меня этап прошёл летом 2012 года.
Примерно прошлой зимой я начал задумываться о том, чтобы отправиться в Японию на летних каникулах для того, чтобы начать заниматься бонсай профессионально. Свою благодарность я выражаю дорогому для меня человеку – Йосихиро (Йоси) Накамизу, директор компании «Bonsai Network Japan», который полностью организовал мой приезд в Японию и обеспечил моё комфортное пребывание в ней. Андрей Олегович Дарусенков рассказал обо мне Накамизу-сан и познакомил нас, после чего он предложил для меня свою помощь.
Йосихиро Накамизу
Всё лето я учился и работал в питомнике семьи Като Мансей-ен (Mansei-en, http://www.phoenixbonsai.com/JYNBioSK.html). Открылся он в 1925 году в городе Омия, ныне Omiya Bonsai Village (www.omiyabonsai.jp), которое сейчас образуют пять садов-питомников бонсай и Музей Искусства Бонсай (Omiya Bonsai Art Museum, www.bonsai-art-museum.jp). Сейчас владельцем и главой семьи является Хатсудзи Като. Спасибо этому человеку за то, что он принял меня и дал мне хорошие знания для дальнейшего развития.
Хатсудзи Като
Наверное, многим будет интересно, каков же он – первый день работы с бонсай. Вариантов, как это будет было много. Но в реальности оказалось так.
Приехав утром в Мансеи-ен, меня встретил Хатсудзи Като. После радушного приёма и знакомства, он показал мне рабочее место, дал инструменты для работы. Затем, я пошёл с ним по питомнику, чтобы выбрать мне дерево для работы. Первый бонсай, с которым я работал, была зельква. Её нужно было полностью привести в порядок обрезкой. Объяснив и показав, что нужно делать, я преступил к работе. Периодически, мастер подходил ко мне и проверял правильность выполнения первого «задания»…
Не буду лукавить, когда учился той или ной техники, первое время дрожали руки, волновался, в голове была мысли, чтобы не отрезать лишнего, не повредить нужного. Как ни крути, это более чем нормально – ведь работа идёт с живым деревом, которому ты не должен причинить вреда. Но через какое-то время это всё ушло полностью, после небольшого времени практики.
Все остальные ученики и те, кто работает в Мансеи-ен встретили меня замечательно. В процессе, если у меня были какие-то вопросы, то я всегда мог обратиться к ним за помощью и подсказкой. О времени, проведённом в Мансеи-ен, у меня навсегда останутся наилучшие воспоминания.
В Мансеи-ен всегда приходят посетители, чтобы полюбоваться бонсай. Причём не только из Японии, но и из разных стран мира. Самый распространённый диалог был в такой форме:
- Вы из какой страны?
- Я из России?
- Россия?!! А сколько вам лет?
- 16…
- 16 лет?!!
Хотелось бы подметить, больше удивлялись тому, что я из России. А касаемо возраста, конечно, для остальных людей это удивительно, но при этом основная масса учеников при мастерах в среднем в возрасте около 20 лет. Мне рассказывали, что идеально начинать заниматься бонсай профессионально примерно в 15 лет.
Каждый день был насыщен, полон новыми впечатлениями, эмоциями, а главное – знаниями. Удалось посетить разные сады бонсай, питомники и просто традиционные японские сады. Конечно же, все впечатления от увиденной красоты невозможно передать ни видео, ни фото, ни словами. Теперь окончательно понимаю смысл выражения: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».
Как-то в августе меня пригласили в Музей Искусства Бонсай гостем и учителем в клуб, который организуется для школьников разного возраста, где они общаются на разные темы о бонсай, пробуют этим заниматься под руководством сотрудников музея. Приятно было видеть интерес молодого поколения к этому искусству.
В Музее Бонсай.
Также мне удалось поработать и с другими мастерами бонсай Японии– Нобуичи Урусибата, Такео Кавабэ и Масахико Кимура, последний из которых, является признанным и лучшим мастером не только в Японии, но и в мире. Каждая его работа – настоящий эксклюзив. Его видение бонсай – неповторимо. Это удивительный мастер и для меня большая честь, что я работал под его руководством несколько дней, видел то, как он работает с бонсай.
Масахико Кимура
Также мне выпала неоценимая честь быть ассистентом Кимуры на демонстрации (мастер-классе) для японского журнала «Bonsai Sekai», Октябрь 2012
Такео Кавабэ - мастер, который был много лет назад учеником Кимуры. Работает он в основном с хвойными экземплярами. Все его бонсай, за исключением некоторых – это ямадори (деревья, добытые в горах, из природы). Его впечатляющие навыки резьбы по дереву, созданию джинов и шари, в сочетание с хорошим художественным видением бонсай позволяют творить неповторимые экземпляры. Мастер удивил меня не только своим талантом, но ещё и тем, что он очень активный и жизнелюбивый человек, оптимистичен.
Такео Кавабэ и его жена.
Нобуичи Урусибата является одним из лучших мастеров бонсай, специализирующихся по сохинам (бонсай до 25 см). Вот этим-то как раз он меня и впечатлил. Мне довелось наблюдать не только его оконечные работы, но и то, как он делает прекрасные «маленькие» бонсай, миниатюрные веточки. Хочу подметить, что как раз таки сделать грамотно хороший сохин-бонсай, удаётся не каждому. Но итоговая работа от Урусибата впечатляет! Его сын, Тайга Урусибата, также работает и делает очень красивый бонсай. Я бы назвал его одним из новых лидеров молодого поколения мастеров бонсай, учителем которого был Масахико Кимура.
Тайга Урусибата и Нобуичи Урусибата
Помимо этого, у меня было много интересных знакомств, впечатлений. Я видел разные сады и питомники бонсай. Эта поездка дала мне очень много знаний и неоценимый эксклюзивный опыт. Мне бы ещё раз хотелось поблагодарить всех и сказать большое спасибо тем, кто помогал мне с самого начала. Если бы не эти люди, то наверное, я бы не был тем, кто я есть сейчас.
Сейчас я веду свой блог, в котором выкладываю фотографии и истории с поездки - http://bonsaiprim.blogspot.com/
Конечно же, я хочу вновь вернуться в Японию, чтобы продолжать изучать и овладевать профессионально этим удивительным искусством – Бонсай. Подобных знаний никогда не даст ни одна книга, в особенности – неоценимой практики. Я бы сказал так, что взгляды на деревья после поездки в Японию не поменялись, а только улучшились в нужном направлении. Хотелось бы подметить, что ценится не только само владение техниками и канонами создания бонсай, но и то, как ты умеешь видеть в дереве будущий бонсай и чувствовать его.
На что бы я обратил своё внимание, так это на то, что не только в Приморье, но и в России любителей бонсай катастрофически мало. Сейчас хотелось бы сделать упор на развитие крупной и сильной структуры любителей бонсай, в частности, заняться организацией клуба.
Бонсай – это не просто искусство, это великое и развивающееся дело, которое завоёвывает весь мир и демонстрирует нам свой главный и неоценимый смыл – объединение, единство и гармонию между человеком и природой.
В скором времени очень хочется найти единомышленников, с которыми в дальнейшем двигаться дальше и развиваться. И также, мне бы хотелось помогать тем, кому будет нужна моя помощь так, как в своё время помогли мне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий